Вначале христианской эры Египет, уже три столетия как покоренный греками, стал поместьем римских царей. В этом состоянии порабощения национальная жизнь зачахла; христианство ускорило и довершило преобразование, а потом и упадок языка, нравов и богов Египта. И в то же самое время произошло возрождение египетской религии там, где его можно было ожидать меньше всего, - в Италии и на латинском Востоке: Осирис и Исида, самые популярные из богов, владычествовавших на берегах Нила, обратили мир к культу и учениям Исиды. Во времена морского правления Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) Серапис и Исида, политические боги, вместе с египетскими наемниками отплыли из Александрии на военных кораблях; они высадились на Кипре, в Антиохтии, Афинах, на острове Делосе и в Сицилии, где им воздвигли храмы. Они переправились за море еще и на торговых судах; их культ распространился благодаря купцам и морякам, которые чтили Исиду, звезду моря, покровительницу мореплавания. Из портовых городов эллинского побережья Средиземного моря египетские галеры направились к берегам Италии, Галлии, Испании, повсюду прививая специальное поклонение Исиде, о чем свидетельствуют ее статуэтки, найденные в этих странах. В Египте фараонов Исида занимала по отношению к Осирису подчиненное положение. Ко времени посещения Египта Геродотом она, судя по всеобщей любви и блеску ее культа, становится самым популярным божеством. Осирис, бог, научивший людей не боятся смерти, своим чудесным воскресением был обязан преданности и познаниям в магии Исиды, своей супруги. В конце концов, это Исида спасла от смерти богов и людей. К этому чувству - благодарности - прибавилось и то особенное обаяние, какое во всех религиях исходит о божества, очищенного и сиянного двойной ролью матери и женщины. Действительно, верующие, принявшие в первых веках нашей эры осирийское учение, отдали себя больше под покровительство богини, чем бога: они стали известны в римском мире под именем поклонников Исиды и в непродолжительном времени взяли верх над всеми остальными сектами. Чем же объяснить такое чудесное влияние? В Греции, как и в Италии, официальная религия не могла дать людям идеала жизни. Грубые предрассудки, обряды варварские или непонятные, ребяческие и безнравственные легенды - вот что заключала в себе эта религия, которая, по словам Лукреция, "причинила столько зла". Жрецы предоставляли философам размышления о бессмертии души, о божественном правосудии, о надежде на вечною жизнь; но мечтания Пифагора, высокие умозрения Платона были доступны лишь для избранных. Между тем, неподалеку от Греции, в таинственном Египте, целые тысячелетия жили "самые религиозные из людей"; боги призывали к спасению всех египтян и научили их, как надо жить сообразно мудрости, чтобы божественно возродиться после смерти. Эти откровения, бывшие достоянием всего народа, проникли и в греческое общество. Учение поклонников Исиды влиянием не в одной только среде обиженных судьбой, которых скудость их жизни заставляла алкать надежды и утешения; оно привлекало к себе ученых, философов, артистов, проникнутых уважением к стране древней и чудесной культуры, с величественными и нетленными памятниками, чьи жрецы научили мудрости божественного Платона. Начиная с 105 г. до н. э. Были построены: Серапеум в Пуццуоли и Исеум в Помпеях; в Риме был свой храм Исиды во времена Суллы.* Борьба Антония и Клеопатры с Октавием временно уронила египетский культ - он был воспрещен в Риме в царствование Августа и Тиберия. Но в 38 г. до н. э. Калигула освящает на Марсовом поле в Риме большой храм Исиды Кампенсис; отныне императоры дают пример почитания богини, между тем как легионеры, купцы, колонисты распространяют культ Исиды в Африке, Галлии, Германии - везде, где водружаются римские орлы. В царствование Антония он достигает своего апогея и становится сильнейшим соперником зарождающегося христианства. В течение 500 лет человечество искало поддержки в учениях, исшедших из Египта.
*См. Храмы Исиды.А. Морэ. Цари и Боги Египта.